Минздрав Беларуси добивается включения антитабачного закона в план законопроектов на 2014 год

28.08.2013
160
1
Минздрав Беларуси добивается включения антитабачного закона в план законопроектов на 2014 год

О том, что курение собираются запретить во всех кафе и ресторанах, а также во многих других публичных местах, мы уже писали. Значительные перемены коснутся продажи сигарет в магазинах. Планируется убрать "живые" пачки со стендов, а выдачу сигарет организовать в нескольких метрах от кассы. Какие еще изменения ждут курильщиков и их противников?

Проект нового закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма" прямо сейчас проходит общественное обсуждение. Прочитать закон и оставить свое замечание и предложение на сайте Министерства здравоохранения может каждый.

"Пока это самый первый вариант закона, - комментируют сегодня в министерстве, - Самое главное, чтобы его внесли в план законопроектов на 2014 год, который утверждается указом президента. В 2013 году проект уже заявляли на рассмотрение, но в план он так и не попал".

Меж тем, межведомственный совет по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете министров, заседание которого прошло 24 апреля под председательством вице-премьера Анатолия Тозика, признал целесообразным включение законопроекта в план подготовки на 2014 год.

После внесения в план данного законопроекта будет собрана рабочая группа, которая рассмотрит замечания общественности по документу.

Проект документа, в первую очередь, учитывает интересы некурящей части населения, но вместе с тем предусматривает компенсирующие механизмы и для тех, кто курит. Планируется, что будет расширен спектр услуг по освобождению от табачной зависимости, рассказали ресурсу naviny.by в Республиканском центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Сейчас, по официальным данным, в Беларуси курит 30,5% населения – почти каждый третий житель страны. Среди мужского населения курит 46,8%, среди женского - более 16% Пассивному курению, по оценкам Минздрава, подвержена половина населения страны.

Министерство здравоохранения предполагает, что выполнение мер, заложенных в проект антитабачного закона, позволит снизить количество курящих в стране не менее чем на 30%.


Курильщикам – не место...

В законопроекте прописан запрет за курение:

  • на всех видах общественного транспорта;
  • на станциях метро;
  • в автобусах, в пассажирских поездах (дальнего следования, а на поездах ближнего – уже и так действует запрет), судах, самолетах;
  • возле входов (минимум 10 метров) на железнодорожные вокзалы, автовокзалы, в аэропорты, речные порты;
  • на железнодорожных платформах пригородных пассажирских поездов.


Хотят запретить курить в закрытых помещениях:

  • рынков, магазинов;
  • кафе, ресторанов;
  • парикмахерских, прачечных, ателье, помещениях, где оказывают услуги по ремонту обуви и т.д.;
  • гостиниц, общежитий, хостелов (в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов);
  • социальных служб (территориальные центры социального обслуживания населения ,дома для престарелых, дома-интернаты и т.д.);
  • органов государственной власти, местного самоуправления (райисполкомы, облисполкомы и т.д.).


В закрытых помещениях и на территориях :

  • школ, университетов, колледжей, домов культуры, физкультурно-спортивных комплексов, стадионов и т.д. (услуги в системе образования, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах, учреждений органов по делам молодежи);
  • организаций, предоставляющих санаторно-оздоровительные услуги.


Минздрав предлагает запретить курить на любых рабочих местах и в рабочих зонах закрытых помещений.

А еще:

  • в лифтах и закрытых помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов;
  • на детских площадках;
  • на пляжах.


В больницах, гостиницах, многоквартирных домах запрет курения собираются вводить поэтапно.

На территориях, зданиях, объектах, где курение запрещено, будет размещаться определенный знак.

Кстати, в тех местах и помещениях, запрет на курение в которых не предусмотрен данным законопроектом, такой запрет сможет устанавливать местная власть.

Напомним, сегодня запрет на курение действует в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения, на некоторых объектах общественного питания, в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов и организаций, на всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена, во всех видах общественного транспорта.

Минздрав планирует запретить демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых фильмах, телерадиопрограммах, театрально-зрелищных постановках и т.д.

А в продаже – не найти…

В Министерстве планируют и значительно затруднить и доступ курильщиков к сигаретам.

Сейчас небольшие стенды с сигаретами располагаются у касс. Планируется, что демонстрации сигарет в магазине не будет вообще. Вместо выложенных пачек, продавец по просьбе потребителя выдаст за отдельным прилавком (в не менее чем 3 метрах от кассы) прейскурант.

А еще в планах запретить продажу сигарет в маленьких магазинах (в городах – в стационарных торговых объектах площадью до 50 кв.м., в сельской местности – до 25 кв.м. "В случае отсутствия в сельском населенном пункте стационарного торгового объекта указанной площади, допускается развозная торговля табачной продукцией в данном сельском населенном пункте",- говорится в документе.

Планируется, что запретят продавать сигареты:

  • на территории и в помещениях гимназий, университетов, больниц, санаториев, учреждений культуры, органов по делам молодежи, физкультурных, спортивных объектов и т.д.
  • на расстоянии минимум 100 метров от территории учреждения образования;
  • на территории железнодорожных и автовокзалов, аэропорта;
  • в городском и пригородном транспорте;
  • в закрытых помещениях органов госвласти, местного самоуправления;
  • в гостиницах, общежитиях, хостелах.



Балконы и форточки – самое больное место

Абсолютное большинство высказавшихся на сайте министерства под проектом закона – поддерживают его введение. А вот мест, в которых стоило бы запретить курение, для людей оказалось недостаточно.

Чаще всего на форуме повторялось: "Нужно запретить курить на балконах и в открытые форточки". Оказывается, проблема тяги из соседнего окна актуальна для подавляющего числа семей, которые высказались под проектом закона.

Алексей: "Необходимо запретить курение в квартирах и на БАЛКОНАХ! от этого страдают жильцы, проживающие этажами выше! Когда мой сосед-алкоголик снизу закуривает на балконе свою сигарету, сделанную из его же собственных вонючих носков, нам с женой приходится бегать по всей квартире и закрывать окна чтоб оградить себя и маленького сына от ядовитой вони! Причем, этот сосед-алкоголик курит еще и по НОЧАМ! А во сне запах дыма человек не чувствует, а балкон на ночь закрывать тоже не хочется, поскольку живем на последнем этаже и в квартире очень жарко вот и приходится дышать его смрадом по ночам. На просьбы и уговоры не курить по ночам на балконе сосед лишь улыбается и посылает нас куда подальше со словами: "Это мой балкон! Что хочу то ворочу".

Екатерина: "В моей семье двое несовершеннолетних детей и ни одного курящего взрослого! Семья из шести человек. И если зимой окна, закрыты, то летом они открыты и весь дым с нижних, боковых лоджий, затягивает к нам в квартиру. Курят порой компаниями и нахождение в комнате становится невыносимым. Я за то, что если курят, то пусть курят не открывая своих окон, чтобы их дым оставался у них в квартире, а не разлетался по квартирам людей, которые не курят".

Катя: "Запретить курить на лоджиях, на балконах при открытых окнах! Пусть весь дым остаётся в их квартирах. Так ведь нет, они курят по пояс вылезая в окно, чтоб к ним не попадало, а вы, соседи, дышите! Такой закон должен быть обязательно, чтоб действительно действовал, чтоб меня не посылали курцы далеко, когда сделаю замечание, а тихо травили себя и своих родных не нарушая здоровье некурящих".

Валера: "Балкон и комната это частная собственность. Но давайте запретим людям курить высунувшись в окно или с балкона. Т.е. сигарета не должна быть за периметром окна или ограждения балкона, т.е. нельзя курить высунув лицо с сигаретой за стенки ограждения окна или балкона. Это же невозможно проветрить. У меня ребёнок спит днём. Перед его сном открываю форточку либо балкон, чтобы ему потом свежо было спать. Так получается лучше бы не открывал, стало хуже от курения на нижнем этаже. давайте решать проблему проникновения дыма от курения соседей в чужую квартиру. Это как бы уже начинает нарушать мое права, а права курящего должны заканчиваться, где он начинает нарушать чужие права".

Есть и замечания по поводу других помещений в квартирах.

Валера: "У меня соседка курит в туалете. Каждый час минимум. Зайти в туалет невозможно, так как тянет через вытяжку. Обращался в ТС говорят что это нормально. Разве это нормально, что дым курильщиков у тебя в квартире. Давайте тогда запретим курить в туалетах. Пусть курят у себя в коридоре тогда".

Андрей: "Живем в коммунальной квартире (у нас в собственности 2 комнаты и 1 у соседей), соседи на кухне постоянно курят, а у нас маленький ребенок жена из комнаты выйти не может (ребенка не с кем оставить, а на кухне дышать нечем) даже кушать приготовить не может ни нам ни ребенку. Пожалуйста, внесите в перечень мест с запретом для курения также общие кухни в квартирах".
 

Четкая процедура доказательств

Александр: "Прошу обязательно запретить курение в квартире, на балконе, если это вредит окружающим (сосед попросил не курить). И предусмотреть четкую процедуру сбора доказательств (например, разрешить видеосъемку, определить порядок вызова специалистов, которые смогут установить оборудование, регистрирующее пары дыма, иной порядок). Я понимаю, можно выкурить одну сигарету, но нельзя же курить пачками. Сам в данный момент собираюсь решить вопрос с курящей соседкой: абсолютно неадекватный человек, на замечания отвечает полнейшим безразличием, посмеивается в ответ. Возможно, нужно предусмотреть и полный запрет на курение в указанных местах".

Василь из Гомеля предлагает запретить курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 10 метров от закрытых помещений жилых многоквартирных домов. А Влад приводит пример: "В Лос-Анджелесе запретили курить в многоквартирных домах, где проживает более сотни человек, сообщает ИТАР-ТАСС. Жильцам таких зданий предписывается немедленно прекратить курить не только в лифтах и в подъездах, но и в собственных квартирах, на балконах и даже, сидя в припаркованной машине. Штраф за нарушение установленного порядка составит 125 долларов". Пока же мужчине приходится проветривать квартиру сидя возле окна, чтобы вовремя успеть его закрыть.




Остановки-тротуары-переходы

Второе место, которое граждане советуют включить в список запретных, – остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, дорожки, тротуары.

Татьяна: "Категорически запретить курение на пешеходных дорожках и тротуарах, особенно на ходу. Идет такой курильщик по пешеходной дорожке, сигаретой в руке помахивает. Один раз затянется - и дальше идет рукой машет. Весь дым летит на тех, кто идет следом. И они "курят" с каждым вздохом, в отличие него. А деваться от дыма некуда. 2. Запретить курение на перронах вокзалов, на остановках общественного транспорта и на входных группах в здания (любые). Пока, чтобы войти в некоторые офисы - нужно пройти завесу из табачного дыма. Да и некоторые курильщики так обнаглели - что закуривают даже в автобусе. О курении в подземных переходах вообще молчу. Это чуть ли не норма в повседневности. 3. курят на скамейках - в парках, на перронах, на остановках. Короче, все удобства - типа именно для курильщиков. 4. Предусмотреть действенные меры по поддержанию порядка о курении. Если бы хоть на одной остановке оштрафовали за курение - другие бы задумались".

Наталья: "Я против курения. Лично мне мешали курильщики в следующих случаях: 1) я стою на остановке с ребенком, идет дождь, женщина тоже стоит с нами и курит. Отходить хотя бы в сторону не хочет - дождь! 2) я иду, и вынуждена притормаживать или обгонять курильщика, идущего впереди 3) я не могу зайти в боулинг клуб/кафешку с мужем/детьми, т.к. там очень накурено 4) я не могу открыть форточку/выйти на балкон, т.к соседи курят. 5) на крыше перед моими окнами валяются окурки, которые выбрасывают курящие жильцы с верхних этажей. такие же окурки валяются на тротуарах, остановках, на пляжах, в лесу…"

Инна: "Почему я, стоя на остановке, должен отходить в сторону из-за вашей тупой привычки? Почему в жаркий летний день я должен закрывать окна только из-за того, что соседу 2-3 этажами ниже лень выйти повонять на улицу, и он курит на лоджии (балконе)? Почему заходя в подъезд или в лифт, я должен дышать ВАШИМ СМРАДОМ? Почему, идя по пешеходной дорожке или тротуару, я должен уворачиваться от ядовитого облака, выпущенного из пасти впереди идущего курца? А если со мной рядом идёт ребёнок, ему противогаз надевать?...Нигде не скроешься от курильщиков!"

Алекс: "На остановке видел пару раз - милиция сама курила или, если и не курит, то даже не реагирует на курящего человека, стоящего от него в 3-5 метрах. Милиция проходит мимо. Веду ребёнка в школу, впереди идёт мужчина и курит, куда мне с сыном 7 лет деваться? Пусть ребёнок дышит, а то ведь права курильщика нарушатся. А то, что он нарушает права моего сына, не имеет значения".


Штрафы нужно увеличить

Владислав: "Курильщиками будут заниматься, только надо заинтересовать следящих [..] За курение в запрещённом месте надо ввести штраф 2-3 млн, и премиальные для милиции 30%!"

Vladimir: "Курил, пять лет. Но чудом бросил эту пагубную привычку (без каких особых книг). Пока надо мной привычка была властна, я курил "в стороне" от некурящих людей, и "бычки" всегда выбрасывал в урну всегда затушенными. А теперь вопрос на засыпку: Как много курящих людей эти несложные правила соблюдают? Единицы из тысячи (если не меньше). Масса ситуаций! Остановка общественного транспорта (любого), огромное количество людей ожидают свой маршрут. И тут приходит "чудо-коптилка", встает в самую середину толпы и начинает усердно дымить. Вскоре подъезжает транспорт... И, всем знакомая "чудо-коптилка" делает две-три затяжки, бросает окурок на дорогу или тротуар, заходит в транспортное средство и выдыхает весь дым на окружающих. Это нормально!? Права их ущемили, а вы права некурящих не ущемляете!.. Скажешь кому - отойди в сторону и там дыми. Так еще глаза выкатит и нахамит вдобавок (мол иди сам отсюда, раз я тебе мешаю). Вы еще в Страсбургский суд обратитесь! Давно пора было ужесточить курение. Что за наказание в 0,5-1,5 (в электричках)?. Дал полтинник и забыл - велика потеря. Наказывать так, чтобы запомнилось, раз и навсегда (до 100 базовых). За 7 месяцев этого года за курение в неположенных местах в Беларуси оштрафовано почти 3,5 тысячи человек. Это больше чем за весь 2012 год – 3001 человек. Так только за семь месяцев страна заработала 79,6 млн рублей. А вот средний штраф за курение в неположенном месте составил всего 22,5 тысячи белорусских рублей на нарушителя. Хотя согласно ст. 17.9 Кодекса об административных правонарушениях курение в неположенных местах влечет за собой штраф в размере до 4 базовых величин (сегодня это до 400 тысяч белорусских рублей).
Предложения для торговли дает Александр Уласевич: "Думаю, что лучше вообще вывести торговлю табачными изделиями из обычных магазинов, создав специализированные табачные магазины, где продавать только табачные изделия и предметы, непосредственно связанные с потреблением табачных изделий (трубки, пепельницы, спички, зажигалки, мундштуки и др.)"

Репич Олег: "Предлагаю внести в законопроект предложение об обязательном нахождении в местах продаж табака и табачных изделий, средств, помогающих бросить курить, либо способных снизить зависимость от табакокурения: таблетки против курения, жвачка против курения, спрей против курения и т.д., если они не имеют медицинского назначения. Это позволит курящему иметь некий выбор, альтернативу, перед тем как совершить покупку сигарет. Бывший курильщик, Репич О.М."

В России антитабачный закон вступил в силу с 1 июня 2013 года.
 

А какие предложения считаете полезными вы? Нужно ли вводить запреты на курение, повышать штрафы? А с какими мерами вы не согласны? Напишите об этом на форуме.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

Гость
Курильщики похожи на террористов-смертников с отравляющим газом. Может они и пополняют бюджет, но вред от них для остальных налогоплательщиков наверняка больше чем они вносят.
29.08.2013, 12:08

Эпидемиологи в Минске

Найдено 3 врачей (отображаются 1 - 3)

Обновлено 12.08.2015
Чистенко Григорий Николаевич
1 31
отзывов к врачу
Врач эпидемиолог
Последний отзыв
Чистенко Григорий Николаевич является одним из лучших эпидемиологов мира и с его неуёмной энергией и желанием ...подробнее
Обновлено 18.08.2013
Сергеенко Светлана Владимировна
1 40
отзывов к врачу
Врач эпидемиолог
врач высшей категории, стаж работы с 1994 г.
Последний отзыв
Здравствуйте, я неоднократно консультировалась по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции у Светланы Владимировны п...подробнее
Бискина Нинель Михайловна
1 11
отзывов к врачу
Врач эпидемиолог
‡агрузка...

Сегодня в Беларуси умрут 300 человек

Для анализа медико-демографических проблем в редакции журнала «Здравоохранение. Healthcare» прошел круглый стол с участием медицинской общественности, социологов, экономистов, представителей Белорусской православной церкви. С его материалами можно ознакомиться на сайте zdrav.by.

В. З. Русович, координатор программ общественного здравоохранения странового офиса ВОЗ в Республике Беларусь:

— ВОЗ считает, что каждая смерть, которая наступает до 70 лет, — преждевременная. С точки зрения всех международных организаций, в Беларуси очень большая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В среднем белорусская женщина живет 79 лет, мужчина — 69. Иными словами, сегодня в Беларуси обычный мужчина погибает преждевременно. С точки зрения ВОЗ, основная причина смертности белорусов — неинфекционные болезни (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких) и во вторую очередь травматизм. В прошлом году ВОЗ опубликовала важный отчет «Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними в Беларуси: аргументы в пользу инвестирования» по итогам проведенного исследования распространенности факторов риска неинфекционных заболевания в Беларуси STEPS в рамках финансируемого Европейским союзом проекта «БЕЛМЕД». По оценкам ВОЗ, в Беларуси от неинфекционных заболеваний ежегодно умирает чуть больше 120 000 человек.

Это значит, каждый день, включая сегодняшний, умирает более 300 человек.

Из них сегодня в Беларуси около 50 человек умрет от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, которое включает инфаркты, инсульты и сердечную недостаточность, 8 разновидностей рака, вызываемых алкоголем (рак гортани, желудка, толстого кишечника и так далее), преднамеренного и непреднамеренного травматизма в результате алкогольной интоксикации, а также смертей в результате случайных отравлений алкоголем. Еще 40 человек сегодня умрут от заболеваний, связанных с курением. Как и в ситуации с вредным употреблением алкоголя, ни в одном свидетельстве о смерти не будет написано, что человек умер от табака или курения. Там будет указано, что смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний, одной из 28 локализаций рака, связанных с курением или хронической обструктивной болезнью легких, основная причина которой — курение. Таким образом, 1/3 смертей в Беларуси возможно предотвратить, целенаправленно воздействуя на снижение употребления алкоголя и табака. Как это сделать?

Согласно последнему STEPS-исследованию в Беларуси, только по мужскому курению Беларусь третья в Европе после закавказских республик, с распространенностью 48%.

Нужно отметить достигнутый небольшой прогресс: 10 лет назад в Беларуси курили 56% мужчин. Даже при уменьшении интенсивности курения на каждый процент достигаются значительные изменения в снижении заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний.

Согласно STEPS-исследованию, в Беларуси каждый 3-й мужчина и каждая 10-я женщина отметили случаи эпизодического употребления в больших количествах (более 6 стандартных единиц, где 1 единица равна 10 г чистого спирта, или 30 мл крепких спиртных напитков, в течение одного повода) алкоголя в течение последнего года.  Это наиболее опасный тип его употребления. 

Сложившийся в Беларуси тип употребления алкоголя с преобладанием крепких спиртных напитков и высоким процентом эпизодического употребления алкоголя в больших количествах резко отличается от европейского. Это приносит колоссальный дозозависимый вред с точки зрения общественного здравоохранения.

Хотелось бы рассказать о разноплановых, но напрямую связанных с демографической безопасностью рекомендациях ВОЗ для Беларуси, которые направлены на решение демо­графических проблем, уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества. Все эти рекомендации ВОЗ относятся к так называемым bestbuys (оптимальные по затратам) мероприятиям с точки зрения оценки «затраты — эффективность», а некоторые приносят дополнительные поступления в государственный бюджет для дальнейшего инвестирования в здоровье. Глобальный отчет ВОЗ в отношении профилактики неинфекционных заболеваний так и называется «Спасение жизней — снижение затрат. Стратегические меры борьбы с неинфекционными заболеваниями». Действительно, мало таких ситуаций, когда международные организации предлагают высокоэффективные меры для спасения жизней и укрепления здоровья, которые при этом приносят дополнительные средства в государственный бюджет. ВОЗ рекомендует Беларуси реформы в 6 направлениях, которые касаются в основном снижения факторов риска неинфекционных заболеваний.

Давайте их разберем с точки зрения жизненного цикла. Прежде всего ВОЗ рекомендует обратить внимание на уровень исключительного грудного вскармливания. Международная цель — 60% матерей должны вскармливать грудью ребенка до возраста 6 мес. Это важно для предотвращения многих факторов риска, в том числе для снижения вероятности возникновения избыточного веса и ожирения в подростковом возрасте. Исключительное грудное вскармливание означает, что ребенок получает только грудное молоко. Он не получает никаких других жидких или твердых веществ, даже воду, за исключением перорального регидратационного раствора или капель/сиропа, содержащих витамины, минералы или лекарства.

В этом году ЮНИСЕФ будет проводить в Беларуси очередное международное исследование MICS, которое позволит уточнить эти цифры в 2019 г. Однако согласно последнему исследованию MICS (2012 г.), которое позволяет сравнивать страны между собой, только 9% женщин в Беларуси до 6 мес кормят своего ребенка исключительно грудью. Это предполагает необходимость дальнейшего продвижения в республике исключительно грудного вскармливания до достижения ребенком возраста 6 мес.

Вакцинация и традиционно высокие уровни охвата являются огромными преимуществами белорусской системы здравоохранения, которые нужно сохранить всеми силами. ВОЗ призывает Беларусь сохранить существующий уровень вакцинации детей в рамках действующего календаря и добавить вакцинирование против вируса папилломы человека (ВПЧ) в качестве бесплатной вакцины. Это самая эффективная мера против рака шейки матки и заболеваний мужчин и женщин, вызванных ВПЧ.

Президентом Республики Беларусь подписан Декрет, касающийся вопросов совершенствования оборота и потребления табачных изделий, электронных систем курения и си­стем для потребления табака, который вступает в силу с 27 июля 2019 г. По расчетам ВОЗ, данные меры позволят снизить распространенность курения в Беларуси на 11—12% в течение 40 лет. Это, казалось бы, небольшое снижение предотвратит 116 000 смертей среди населения Беларуси в течение 40 лет. Другой эффективной мерой, рекомендуемой ВОЗ, которая неоправданно сложно внедряется в Беларуси, но приносит дополнительное поступление в бюджет, является повышение акцизных налогов минимум до 75% от стоимости пачки сигарет. Сегодня в Беларуси акцизный налог составляет 35% — это в 2 раза ниже, чем рекомендует ВОЗ. Здесь вступают в конфликт табачная индустрия и общественное мнение.

По самым скромным расчетам Всемирного банка, при ежегодных поступлениях в бюджет Беларуси 500 млн долларов США от табачных акцизов, республика тем не менее теряет каждый год еще 200 млн долларов дополнительных поступлений из-за очень низких акцизов.

Высокие цены на сигареты — самая эффективная мера по предотвращению ра­спространения курения среди молодежи. Лучший пример — Австралия, где пачка сигарет стоит 20 долларов. Правительство объявило, что в течение 5 лет цена вырастет до 30 долларов, а к 2030 г. континент будет объявлен свободным от курения (распространенность потребления табака составит менее 5%). Для тех, кто уже курит, важно, чтобы представители первичного звена проводили квалифицированное мотивационное индивидуальное консультирование, которое помогает бросить курить и спасти жизни. Для Беларуси ВОЗ рекомендует использовать опыт стран Западной Европы, где пациентам, которые хотят бросить курить, доступна финансовая компенсация никотинозаместительной терапии и приобретение никотиновых пластырей или жевательных резинок. В Беларуси пока такая компенсация отсутствует.

Следующие важные для Беларуси рекомендации касаются подросткового здоровья и использования психоактивных веществ. Исследование ЮНИСЕФ обнаружило большую брешь в белорусском законодательстве в отношении ограничений по продаже алкоголя и табака несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Это важный момент, который касается доступности курения и алкоголя в торговой сети для подростков. По данным МВД, на официальном учете в милиции состоит 14 000 подростков, которые попали в поле зрения милиции при упо­треблении алкоголя. Как вы думаете, сколько точек продаж алкоголя лишили лицензии? Ни одной. Почему? Причина в том, что в Беларуси ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков и табака несет только конкретный продавец, а не администрация или собственник магазина. Исследование показало, что это ограничение выполняется в Беларуси очень слабо. ВОЗ рекомендует увеличить ответственность собственников за реализацию алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним. По исследованию ЮНИСЕФ, 40% курящих подростков, и 25% тех подростков, которые употребляют алкоголь, могут приобрести спиртное и сигареты без предъявления паспорта. Для Беларуси с учетом международного опыта Швеции можно предложить двухступенчатое ограничение возраста продажи алкоголя. Скандинавская модель разрешает употреблять алкоголь любой крепости людям, достигнувшим 18 лет, в баре или кафе, а также до достижения 18 лет — в присутствии родителей. При этом собственники кафе несут ответственность и обязаны прекратить продажу алкоголя при возникновении выраженных признаков опьянения у своих клиентов. Эта же модель предполагает, что продажа крепких алкогольных напитков (свыше 5%) в розничной сети возможна только лицам старше 20 лет. ВОЗ рекомендует для Беларуси поднимать акцизные налоги в зависимости от уровня содержания алкоголя. Скандинавская модель предполагает, что крепкие спиртные напитки облагаются почти 10-кратным налогом по отношению к акцизам для слабоалкогольных напитков. Это объясняется дозозависимым вредом алкоголя. Спорным для Беларуси, в отличие от многих стран Европы, остается вопрос ограничения розничных продаж алкоголя по времени (ночное время) и месту (только в торговых точках, гарантирующих непродажу алкоголя несовершеннолетним).

Важный аспект в демографической безопасности касается рекомендаций по питанию.

Исследование STEPS показало, что белорусы употребляют в 2 раза больше соли, чем советуют международные организации.

ВОЗ рекомендует указывать количество соли на упаковке продуктов, изменить рецепты в столовых, технологии приготовления пищи. Сюда же относятся рекомендации ВОЗ, имплементированные в некоторых странах, по введению дополнительного налога на сладкие газированные напитки с высоким содержанием сахара в качестве меры борьбы с детским ожирением.

Следующие рекомендации ВОЗ касаются изменений скоростного режима в пределах городов и населенных пунктов: ограничить скорость в городах до 50 км/ч.

Сейчас в Беларуси разрешенная скорость составляет 60 км/ч, и, как показывает практика, штрафные санкции применяют начиная с 67 км/ч. Почему это плохо? ВОЗ оперирует следующими научно обоснованными фактами: в городах снижение скорости среднего потока на 10 км/ч приведет к сокращению на 40% травматизма и смертности среди незащищенных участников дорожного движения (велосипедисты и пешеходы). Эти рекомендации внедрены в странах Европейского союза, в том числе в Прибалтийских странах и Польше. Кроме того, скорость не выше 50 км — это самое главное условие начала велосипедного движения в городах. Именно с этим ограничением связана безопасность, выравнивание попутных потоков между различными видами транспорта. Как следствие, если снизить разрешенную скорость по городу до 50 км/ч, то на проезжей части можно обозначать велодорожки и люди смогут добираться на работу на велосипеде. Например, согласно сегодняшним правилам движения, Беларусь — практически единственная страна в мире, где велосипедистам официально запрещено передвигаться по дорогам городов (только по велодорожкам и тротуарам). Езда на велосипеде обеспечивает профилактику депрессии, сахарного диабета, избыточного веса. Это простое изменение, которое несложно сделать, чтобы сохранить жизни, теряемые одновременно в результате травматизма и неинфекционных заболеваний.

Наконец, существуют рекомендации ВОЗ для Беларуси, направленные на оптимизацию системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, — «Обзор организации неотложной помощи и реабилитации при инфарктах и инсульте в Беларуси». По мнению ВОЗ, в республике для эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний не хватает си­стемы компенсации стоимости амбулаторного лечения по 3 группам препаратов, а именно: для снижения давления, уровня холестерина крови у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и использования при никотинозаместительной терапии. Бесплатная медицинская помощь — это большое достижение белорусской системы здравоохранения, которое нужно сохранить, но Беларусь уже отстает от соседних стран по обеспечению компенсации стоимости лечения артериальной гипертензии, повышенного уровня холестерина, что входит в понятие ВОЗ о «всеобщем охвате медицинской помощи».

Например, Украина уже в 2017 г. нашла возможность бесплатного обеспечения нуждающихся пациентов этими препаратами, страны Прибалтики делают это уже более 20 лет, в странах Западной Европы такое обеспечение считается основной формой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для тех, у кого есть высокий риск развития таких заболеваний. В Беларуси (так сложилось с советских времен) компенсировали только 6 мес применения антигипертензивных препаратов при возникновении инфаркта, инсульта или наличии инвалидности, что является недостаточным с точки зрения эффективной борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.



‡агрузка...