Представитель ПРООН в Беларуси: Алкоголизм, табачная зависимость - это большая проблема для Беларуси
В последнюю неделю мая впервые за последние двадцать лет Беларусь посещает заместитель Генерального секретаря ООН Хелен Кларк. Высокая гостья встретится с Александром Лукашенко, министрами, посетит регионы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. О том, что в последние годы удалось сделать Беларуси при помощи программ и пилотных проектов ООН, можно ли рассчитывать на новые программы с международной поддержкой и на продолжение старых программ уже за счет средств белорусского бюджета, а также про то, какие проблемы поможет решить Дарья Домрачева, в интервью СМИ рассказал представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха.
В последние годы ООН признает Беларусь страной с высоким уровнем развития человеческого потенциала, причем показатель уровня развития нашей страны постоянно растет. Значит ли это, что со временем ПРООН будет сворачивать свою деятельность в стране частично или полностью?
Естественно, что количество средств, выделяемых стране с высоким уровнем развития в качестве официальной помощи, будет гораздо меньше, чем для менее развитых стран. Однако вы все-таки можете привлечь финансирование, к примеру, из средств Глобального фонда, на финансирование проектов, связанных с ВИЧ, туберкулезом, защитой окружающей среды. Но средства эти ограничены по объему и сроку, на который выделяются.
Фактически эти средства позволяют реализовать пилотный проект и продемонстрировать его возможности, эффективность.В частности, это проект по ВИЧ и устойчивым формам туберкулеза, есть великолепная программа по заместительной метадоновой терапии – открыто 18 точек по всей стране, около 1200 человек сейчас находятся на заместительной терапии. Я говорил с некоторыми из них – просто удивительно, как программа изменила их жизнь
Когда появилась информация о возможном прекращении финансирования вами метадоновой программы, нам много писали те, для кого это стало бы серьезным ударом. Удается ли убедить государство наладить финансирование даже доказавших эффективность программ после того, как зарубежные вливания прекращаются?
Правительство понимает, что программа должна расширяться, она реально позволяет снизить распространенность наркотиков, уровень преступности, инфицирование ВИЧ через инъекционное употребление наркотиков. Правительство понимает, что в программе должно быть людей в два-три раза больше, чем сейчас. Программу начали в 2007 году, есть масса данных, подтверждающих ее эффективность. Глобальный фонд не может финансировать эту программу вечно.
Пока финансирование есть на период до 2015-го года.
Тот компонент программы, который касается ВИЧ/СПИДа, одобрен для финансирования еще на три года, до 2018 года. По метадоновому проекту мы сейчас находимся в процессе формулирования заявки на следующий транш также на срок до 2018 года.
Но со временем и метадон, и антиретровирусные препараты нужно будет включить в бюджет страны. Думаю, государство это понимает, и Минздрав полностью информирован о ситуации и поддерживает необходимость программы.
При этом я не исключаю что в правительстве к проектам могут относиться по-разному. Наша задача – помочь Минздраву проанализировать данные и подтвердить необходимость продолжения проекта.
Есть ли примеры, когда результатом успешного пилотного проекта стало реальное расширение проекта и продолжение его жизни уже без денег международных организаций?
Примеры, конечно, есть. Это проект по защите биоразнообразия, по развитию экотуризма, по преодолению последствий Чернобыльской аварии – в этом случае наш вклад был небольшой в сравнении с тем, сколько сделало и вложило государство.
Какие объемы финансирования привлекала Беларусь в последние годы от ПРООН?
Примерно бюджет ПРООН сейчас составляет около 20 млн долларов в год, причем больше половины поступает из Глобального фонда. В течение пяти последних лет общая сумма составила порядка 100 млн долларов. В 1992-м году мы стартовали с сумм, примерно в два раза меньших. В перспективе нужно быть готовым к тому, что сумма может снизиться.
Одни проблемы решаются, но появляются новые – к примеру, чрезвычайно высокий уровень потребления алкоголя в Беларуси.
Есть и новые интересные проекты, которые мы начали в последние полтора года. К примеру, это поддержка людей с инвалидностью. И правительство, и парламент отнеслись к этому очень серьезно.
Проблема алкоголя, продвижение здорового образа жизни - большая забота ООН в целом. Есть новая инициатива ЮНИСЕФ, ПРООН и ВОЗ, которая финансируется Евросоюзом и которая готова стартовать в ближайшие несколько месяцев в Беларуси. Одна из ключевых областей, на которых мы будем фокусироваться, - так называемые "непередаваемые заболевания". Алкоголизм, табачная зависимость - это большая проблема для Беларуси.
Подходы к решению проблемы есть разные. Нужно собрать команду людей, хорошо знающих мотивы, принципы поведения человека. Эта мощная команда с опытом работы в других странах должна помочь понять, как побороть зависимость. Кроме того, есть официальная договоренность с олимпийской чемпионкой Дарьей Домрачевой о том, что она будет послом доброй воли ООН. Один из ключевых моментов, над которым мы будем с ней работать, как раз продвижение здорового образа жизни, спорта среди молодежи.
Вообще есть еще много вопросов, над которыми стоит работать: сокращение численности населения, старение населения, миграция молодежи, высокий детский травматизм, сельское хозяйство.
28-31 мая в Беларуси с визитом находится администратор ПРООН и заместитель Генерального секретаря ООН Хелен Кларк. В чем важность планируемого визита? Какие еще вопросы планирует обсудить госпожа Кларк во время своего визита?
Визит важен как минимум по двум причинам. Госпожа Кларк не только администратор ПРООН и третье по значимости официальное лицо в ООН, она одна из наиболее авторитетных женщин в мировом сообществе. Хелен Кларк три срока занимала пост главы парламента Новой Зеландии, много сделала для коренного населения, пожилых людей. Так что ее визит - больше чем приезд в страну очередного крупного чиновника. Хотя это и первый за двадцать лет визит чиновника такого уровня - со времени визита главы ООН Бутроса Гали в 1994-м году. Естественно, одна из важных задач визита – определить стратегию работы на будущее.
Программой визита запланированы встречи Хелен Кларк с президентом Беларуси Александром Лукашенко, министром иностранных дел Владимиром Макеем, министром экономики Николаем Снопковым, руководством Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства спорта и туризма. Администратор ПРООН посетит территории, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС — Ветку и Полесский государственный радиоэкологический заповедник в Гомельской области.
Кроме того, 30 мая в Минске состоится выездное заседание межучрежденческой группы ООН по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое даст старт выработке долгосрочных подходов к международному сотрудничеству по чернобыльской тематике на период после 2016 года.
Администратор ПРООН также посетит кабинет заместительной терапии в Минске, чтобы подчеркнуть важность использования заместительной терапии метадоном для лечения опиоидной зависимости.
Психиатры-наркологи в Минске
Найдено 3 врачей (отображаются 1 - 3)
врач второй категории, стаж работы с 2011 г.
-
РНПЦ Психического здоровья в Минске (Новинки), Долгиновский тракт 152, Минск
(8017) 289-80-46 (справочная)
-
РНПЦ Психического здоровья в Минске (Новинки), Долгиновский тракт 152, Минск
(8017) 289-80-46 (справочная)
Сегодня в Беларуси умрут 300 человек
Для анализа медико-демографических проблем в редакции журнала «Здравоохранение. Healthcare» прошел круглый стол с участием медицинской общественности, социологов, экономистов, представителей Белорусской православной церкви. С его материалами можно ознакомиться на сайте zdrav.by.
В. З. Русович, координатор программ общественного здравоохранения странового офиса ВОЗ в Республике Беларусь:
— ВОЗ считает, что каждая смерть, которая наступает до 70 лет, — преждевременная. С точки зрения всех международных организаций, в Беларуси очень большая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В среднем белорусская женщина живет 79 лет, мужчина — 69. Иными словами, сегодня в Беларуси обычный мужчина погибает преждевременно. С точки зрения ВОЗ, основная причина смертности белорусов — неинфекционные болезни (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких) и во вторую очередь травматизм. В прошлом году ВОЗ опубликовала важный отчет «Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними в Беларуси: аргументы в пользу инвестирования» по итогам проведенного исследования распространенности факторов риска неинфекционных заболевания в Беларуси STEPS в рамках финансируемого Европейским союзом проекта «БЕЛМЕД». По оценкам ВОЗ, в Беларуси от неинфекционных заболеваний ежегодно умирает чуть больше 120 000 человек.
Это значит, каждый день, включая сегодняшний, умирает более 300 человек.
Из них сегодня в Беларуси около 50 человек умрет от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, которое включает инфаркты, инсульты и сердечную недостаточность, 8 разновидностей рака, вызываемых алкоголем (рак гортани, желудка, толстого кишечника и так далее), преднамеренного и непреднамеренного травматизма в результате алкогольной интоксикации, а также смертей в результате случайных отравлений алкоголем. Еще 40 человек сегодня умрут от заболеваний, связанных с курением. Как и в ситуации с вредным употреблением алкоголя, ни в одном свидетельстве о смерти не будет написано, что человек умер от табака или курения. Там будет указано, что смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний, одной из 28 локализаций рака, связанных с курением или хронической обструктивной болезнью легких, основная причина которой — курение. Таким образом, 1/3 смертей в Беларуси возможно предотвратить, целенаправленно воздействуя на снижение употребления алкоголя и табака. Как это сделать?
Согласно последнему STEPS-исследованию в Беларуси, только по мужскому курению Беларусь третья в Европе после закавказских республик, с распространенностью 48%.
Нужно отметить достигнутый небольшой прогресс: 10 лет назад в Беларуси курили 56% мужчин. Даже при уменьшении интенсивности курения на каждый процент достигаются значительные изменения в снижении заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний.
Согласно STEPS-исследованию, в Беларуси каждый 3-й мужчина и каждая 10-я женщина отметили случаи эпизодического употребления в больших количествах (более 6 стандартных единиц, где 1 единица равна 10 г чистого спирта, или 30 мл крепких спиртных напитков, в течение одного повода) алкоголя в течение последнего года. Это наиболее опасный тип его употребления.
Сложившийся в Беларуси тип употребления алкоголя с преобладанием крепких спиртных напитков и высоким процентом эпизодического употребления алкоголя в больших количествах резко отличается от европейского. Это приносит колоссальный дозозависимый вред с точки зрения общественного здравоохранения.
Хотелось бы рассказать о разноплановых, но напрямую связанных с демографической безопасностью рекомендациях ВОЗ для Беларуси, которые направлены на решение демографических проблем, уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества. Все эти рекомендации ВОЗ относятся к так называемым bestbuys (оптимальные по затратам) мероприятиям с точки зрения оценки «затраты — эффективность», а некоторые приносят дополнительные поступления в государственный бюджет для дальнейшего инвестирования в здоровье. Глобальный отчет ВОЗ в отношении профилактики неинфекционных заболеваний так и называется «Спасение жизней — снижение затрат. Стратегические меры борьбы с неинфекционными заболеваниями». Действительно, мало таких ситуаций, когда международные организации предлагают высокоэффективные меры для спасения жизней и укрепления здоровья, которые при этом приносят дополнительные средства в государственный бюджет. ВОЗ рекомендует Беларуси реформы в 6 направлениях, которые касаются в основном снижения факторов риска неинфекционных заболеваний.
Давайте их разберем с точки зрения жизненного цикла. Прежде всего ВОЗ рекомендует обратить внимание на уровень исключительного грудного вскармливания. Международная цель — 60% матерей должны вскармливать грудью ребенка до возраста 6 мес. Это важно для предотвращения многих факторов риска, в том числе для снижения вероятности возникновения избыточного веса и ожирения в подростковом возрасте. Исключительное грудное вскармливание означает, что ребенок получает только грудное молоко. Он не получает никаких других жидких или твердых веществ, даже воду, за исключением перорального регидратационного раствора или капель/сиропа, содержащих витамины, минералы или лекарства.
В этом году ЮНИСЕФ будет проводить в Беларуси очередное международное исследование MICS, которое позволит уточнить эти цифры в 2019 г. Однако согласно последнему исследованию MICS (2012 г.), которое позволяет сравнивать страны между собой, только 9% женщин в Беларуси до 6 мес кормят своего ребенка исключительно грудью. Это предполагает необходимость дальнейшего продвижения в республике исключительно грудного вскармливания до достижения ребенком возраста 6 мес.
Вакцинация и традиционно высокие уровни охвата являются огромными преимуществами белорусской системы здравоохранения, которые нужно сохранить всеми силами. ВОЗ призывает Беларусь сохранить существующий уровень вакцинации детей в рамках действующего календаря и добавить вакцинирование против вируса папилломы человека (ВПЧ) в качестве бесплатной вакцины. Это самая эффективная мера против рака шейки матки и заболеваний мужчин и женщин, вызванных ВПЧ.
Президентом Республики Беларусь подписан Декрет, касающийся вопросов совершенствования оборота и потребления табачных изделий, электронных систем курения и систем для потребления табака, который вступает в силу с 27 июля 2019 г. По расчетам ВОЗ, данные меры позволят снизить распространенность курения в Беларуси на 11—12% в течение 40 лет. Это, казалось бы, небольшое снижение предотвратит 116 000 смертей среди населения Беларуси в течение 40 лет. Другой эффективной мерой, рекомендуемой ВОЗ, которая неоправданно сложно внедряется в Беларуси, но приносит дополнительное поступление в бюджет, является повышение акцизных налогов минимум до 75% от стоимости пачки сигарет. Сегодня в Беларуси акцизный налог составляет 35% — это в 2 раза ниже, чем рекомендует ВОЗ. Здесь вступают в конфликт табачная индустрия и общественное мнение.
По самым скромным расчетам Всемирного банка, при ежегодных поступлениях в бюджет Беларуси 500 млн долларов США от табачных акцизов, республика тем не менее теряет каждый год еще 200 млн долларов дополнительных поступлений из-за очень низких акцизов.
Высокие цены на сигареты — самая эффективная мера по предотвращению распространения курения среди молодежи. Лучший пример — Австралия, где пачка сигарет стоит 20 долларов. Правительство объявило, что в течение 5 лет цена вырастет до 30 долларов, а к 2030 г. континент будет объявлен свободным от курения (распространенность потребления табака составит менее 5%). Для тех, кто уже курит, важно, чтобы представители первичного звена проводили квалифицированное мотивационное индивидуальное консультирование, которое помогает бросить курить и спасти жизни. Для Беларуси ВОЗ рекомендует использовать опыт стран Западной Европы, где пациентам, которые хотят бросить курить, доступна финансовая компенсация никотинозаместительной терапии и приобретение никотиновых пластырей или жевательных резинок. В Беларуси пока такая компенсация отсутствует.
Следующие важные для Беларуси рекомендации касаются подросткового здоровья и использования психоактивных веществ. Исследование ЮНИСЕФ обнаружило большую брешь в белорусском законодательстве в отношении ограничений по продаже алкоголя и табака несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Это важный момент, который касается доступности курения и алкоголя в торговой сети для подростков. По данным МВД, на официальном учете в милиции состоит 14 000 подростков, которые попали в поле зрения милиции при употреблении алкоголя. Как вы думаете, сколько точек продаж алкоголя лишили лицензии? Ни одной. Почему? Причина в том, что в Беларуси ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков и табака несет только конкретный продавец, а не администрация или собственник магазина. Исследование показало, что это ограничение выполняется в Беларуси очень слабо. ВОЗ рекомендует увеличить ответственность собственников за реализацию алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним. По исследованию ЮНИСЕФ, 40% курящих подростков, и 25% тех подростков, которые употребляют алкоголь, могут приобрести спиртное и сигареты без предъявления паспорта. Для Беларуси с учетом международного опыта Швеции можно предложить двухступенчатое ограничение возраста продажи алкоголя. Скандинавская модель разрешает употреблять алкоголь любой крепости людям, достигнувшим 18 лет, в баре или кафе, а также до достижения 18 лет — в присутствии родителей. При этом собственники кафе несут ответственность и обязаны прекратить продажу алкоголя при возникновении выраженных признаков опьянения у своих клиентов. Эта же модель предполагает, что продажа крепких алкогольных напитков (свыше 5%) в розничной сети возможна только лицам старше 20 лет. ВОЗ рекомендует для Беларуси поднимать акцизные налоги в зависимости от уровня содержания алкоголя. Скандинавская модель предполагает, что крепкие спиртные напитки облагаются почти 10-кратным налогом по отношению к акцизам для слабоалкогольных напитков. Это объясняется дозозависимым вредом алкоголя. Спорным для Беларуси, в отличие от многих стран Европы, остается вопрос ограничения розничных продаж алкоголя по времени (ночное время) и месту (только в торговых точках, гарантирующих непродажу алкоголя несовершеннолетним).
Важный аспект в демографической безопасности касается рекомендаций по питанию.
Исследование STEPS показало, что белорусы употребляют в 2 раза больше соли, чем советуют международные организации.
ВОЗ рекомендует указывать количество соли на упаковке продуктов, изменить рецепты в столовых, технологии приготовления пищи. Сюда же относятся рекомендации ВОЗ, имплементированные в некоторых странах, по введению дополнительного налога на сладкие газированные напитки с высоким содержанием сахара в качестве меры борьбы с детским ожирением.
Следующие рекомендации ВОЗ касаются изменений скоростного режима в пределах городов и населенных пунктов: ограничить скорость в городах до 50 км/ч.
Сейчас в Беларуси разрешенная скорость составляет 60 км/ч, и, как показывает практика, штрафные санкции применяют начиная с 67 км/ч. Почему это плохо? ВОЗ оперирует следующими научно обоснованными фактами: в городах снижение скорости среднего потока на 10 км/ч приведет к сокращению на 40% травматизма и смертности среди незащищенных участников дорожного движения (велосипедисты и пешеходы). Эти рекомендации внедрены в странах Европейского союза, в том числе в Прибалтийских странах и Польше. Кроме того, скорость не выше 50 км — это самое главное условие начала велосипедного движения в городах. Именно с этим ограничением связана безопасность, выравнивание попутных потоков между различными видами транспорта. Как следствие, если снизить разрешенную скорость по городу до 50 км/ч, то на проезжей части можно обозначать велодорожки и люди смогут добираться на работу на велосипеде. Например, согласно сегодняшним правилам движения, Беларусь — практически единственная страна в мире, где велосипедистам официально запрещено передвигаться по дорогам городов (только по велодорожкам и тротуарам). Езда на велосипеде обеспечивает профилактику депрессии, сахарного диабета, избыточного веса. Это простое изменение, которое несложно сделать, чтобы сохранить жизни, теряемые одновременно в результате травматизма и неинфекционных заболеваний.
Наконец, существуют рекомендации ВОЗ для Беларуси, направленные на оптимизацию системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, — «Обзор организации неотложной помощи и реабилитации при инфарктах и инсульте в Беларуси». По мнению ВОЗ, в республике для эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний не хватает системы компенсации стоимости амбулаторного лечения по 3 группам препаратов, а именно: для снижения давления, уровня холестерина крови у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и использования при никотинозаместительной терапии. Бесплатная медицинская помощь — это большое достижение белорусской системы здравоохранения, которое нужно сохранить, но Беларусь уже отстает от соседних стран по обеспечению компенсации стоимости лечения артериальной гипертензии, повышенного уровня холестерина, что входит в понятие ВОЗ о «всеобщем охвате медицинской помощи».
Например, Украина уже в 2017 г. нашла возможность бесплатного обеспечения нуждающихся пациентов этими препаратами, страны Прибалтики делают это уже более 20 лет, в странах Западной Европы такое обеспечение считается основной формой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для тех, у кого есть высокий риск развития таких заболеваний. В Беларуси (так сложилось с советских времен) компенсировали только 6 мес применения антигипертензивных препаратов при возникновении инфаркта, инсульта или наличии инвалидности, что является недостаточным с точки зрения эффективной борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.