Руководитель офиса ВОЗ Егор Зайцев: Табачное лобби препятствует проведению антитабачной политики в Беларуси
Сегодня в Беларуси курит каждый третий взрослый, а возраст впервые попробовавших сигарету продолжает снижаться. Однако в стране до сих пор не принят антитабачный закон. Такие данные прозвучали 27 мая на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню без табака, сообщает БелаПАН.
По словам руководителя странового офиса Всемирной организации здравоохранения в Беларуси Егора Зайцева, "проект антитабачного закона был разработан в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака и совершенно готов к рассмотрению в парламенте". Однако документ до сих пор не внесен в план законопроектной деятельности.
Складывается ощущение, что табачное лобби препятствует проведению антитабачной политики в Беларуси, замечает Егор Зайцев.
Кроме того, одной из важных мер, прописанных в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которую подписала и Беларусь, является увеличение цен на табачные изделия. В Беларуси, напоминает Зайцев, постоянно говорят, что цены повышаются, но на практике это повышение незначительно.
В результате цены на сигареты в несколько раз меньше, чем в странах ЕС.
Между тем, по данным ВОЗ, повышение цены на табак на 10% ведет к снижению потребления табака на 4%.
Сегодня в Беларуси курит 30,5% взрослых, а возраст впервые попробовавших сигарету продолжает снижаться.
Заведующий сектором наркологии организационно-методического отдела РНПЦ психического здоровья Владимир Максимчук говорит, что первую сигарету дети часто выкуривают в 7-9 лет. Между тем, по словам специалиста, раннее начало табакокурения особенно опасно: "табак разрушает молодой, неокрепший организм, который во время курения подвергается интоксикации".
Заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмила Наройчик говорит о том, что в проекте антитабачного закона необходимо учесть аспект защиты детей от табака.
Она привела пример, что в некоторых странах есть штрафы за курение в присутствии детей - в автомобиле, где есть дети, на улице возле детей.
Специалист подчеркнула, что есть много стран, где уровень табакокурения значительно ниже средних величин - в Дании и Великобритании - 17%, в Исландии - 12%. "Хотелось бы, чтобы с принятием и выполнением антитабачного закона в стране курили не более 16% взрослых", - сказала Наройчик.
Медик также сообщила, что в настоящее время Минздрав выполняет поручение Совета министров и готовит обоснование включения проекта антитабачного закона в план законопроектной деятельности.
"Мы не теряем оптимизма и предоставим обоснование к включению в план в срок - к июлю 2014 года", - подытожила Наройчик.
***
По словам заместителя главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмилы Наройчик, есть поручение Совмина продолжить работу над законопроектом, чем сейчас и занимается Минздрав.
«Конечно, радует, когда тема табака очень активно обсуждается. И население поддерживает ужесточение мер. Это уже большое подспорье для Минздрава и аргумент, что мы движемся в правильном направлении», — сказала она. К слову, Рамочная конвенция по борьбе с табаком ВОЗ, которую Беларусь ратифицировала в 2005 году, содержит статью «Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак», где написано, что данные меры являются эффективным и важным средством уменьшения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью. «Очень важно, чтобы повышение опережало уровень инфляции в стране. Если этого происходить не будет, то и неэкономического эффекта в отношении снижения потребления табака нельзя будет достичь. Потому позиция Минздрава к ценовой и налоговой политике однозначна: цены должны повышаться», — подчеркнула Людмила Наройчик.
***
По результатам исследования Института социологии НАН Беларуси, более 70% курильщиков не откажутся от своей привычки из-за ограничений и высоких цен на сигареты Согласно данным, полученным от более 1,5 тыс. опрошенных, подавляющее большинство активных курильщиков составляют рабочие — 42,9%, а также служащие (учителя, врачи и т. д.) — 17,5%.
Нарколог в Минске Максимчук Владимир Петрович |
Сегодня в Беларуси умрут 300 человек
Для анализа медико-демографических проблем в редакции журнала «Здравоохранение. Healthcare» прошел круглый стол с участием медицинской общественности, социологов, экономистов, представителей Белорусской православной церкви. С его материалами можно ознакомиться на сайте zdrav.by.
В. З. Русович, координатор программ общественного здравоохранения странового офиса ВОЗ в Республике Беларусь:
— ВОЗ считает, что каждая смерть, которая наступает до 70 лет, — преждевременная. С точки зрения всех международных организаций, в Беларуси очень большая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В среднем белорусская женщина живет 79 лет, мужчина — 69. Иными словами, сегодня в Беларуси обычный мужчина погибает преждевременно. С точки зрения ВОЗ, основная причина смертности белорусов — неинфекционные болезни (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких) и во вторую очередь травматизм. В прошлом году ВОЗ опубликовала важный отчет «Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними в Беларуси: аргументы в пользу инвестирования» по итогам проведенного исследования распространенности факторов риска неинфекционных заболевания в Беларуси STEPS в рамках финансируемого Европейским союзом проекта «БЕЛМЕД». По оценкам ВОЗ, в Беларуси от неинфекционных заболеваний ежегодно умирает чуть больше 120 000 человек.
Это значит, каждый день, включая сегодняшний, умирает более 300 человек.
Из них сегодня в Беларуси около 50 человек умрет от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, которое включает инфаркты, инсульты и сердечную недостаточность, 8 разновидностей рака, вызываемых алкоголем (рак гортани, желудка, толстого кишечника и так далее), преднамеренного и непреднамеренного травматизма в результате алкогольной интоксикации, а также смертей в результате случайных отравлений алкоголем. Еще 40 человек сегодня умрут от заболеваний, связанных с курением. Как и в ситуации с вредным употреблением алкоголя, ни в одном свидетельстве о смерти не будет написано, что человек умер от табака или курения. Там будет указано, что смерть наступила от сердечно-сосудистых заболеваний, одной из 28 локализаций рака, связанных с курением или хронической обструктивной болезнью легких, основная причина которой — курение. Таким образом, 1/3 смертей в Беларуси возможно предотвратить, целенаправленно воздействуя на снижение употребления алкоголя и табака. Как это сделать?
Согласно последнему STEPS-исследованию в Беларуси, только по мужскому курению Беларусь третья в Европе после закавказских республик, с распространенностью 48%.
Нужно отметить достигнутый небольшой прогресс: 10 лет назад в Беларуси курили 56% мужчин. Даже при уменьшении интенсивности курения на каждый процент достигаются значительные изменения в снижении заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний.
Согласно STEPS-исследованию, в Беларуси каждый 3-й мужчина и каждая 10-я женщина отметили случаи эпизодического употребления в больших количествах (более 6 стандартных единиц, где 1 единица равна 10 г чистого спирта, или 30 мл крепких спиртных напитков, в течение одного повода) алкоголя в течение последнего года. Это наиболее опасный тип его употребления.
Сложившийся в Беларуси тип употребления алкоголя с преобладанием крепких спиртных напитков и высоким процентом эпизодического употребления алкоголя в больших количествах резко отличается от европейского. Это приносит колоссальный дозозависимый вред с точки зрения общественного здравоохранения.
Хотелось бы рассказать о разноплановых, но напрямую связанных с демографической безопасностью рекомендациях ВОЗ для Беларуси, которые направлены на решение демографических проблем, уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества. Все эти рекомендации ВОЗ относятся к так называемым bestbuys (оптимальные по затратам) мероприятиям с точки зрения оценки «затраты — эффективность», а некоторые приносят дополнительные поступления в государственный бюджет для дальнейшего инвестирования в здоровье. Глобальный отчет ВОЗ в отношении профилактики неинфекционных заболеваний так и называется «Спасение жизней — снижение затрат. Стратегические меры борьбы с неинфекционными заболеваниями». Действительно, мало таких ситуаций, когда международные организации предлагают высокоэффективные меры для спасения жизней и укрепления здоровья, которые при этом приносят дополнительные средства в государственный бюджет. ВОЗ рекомендует Беларуси реформы в 6 направлениях, которые касаются в основном снижения факторов риска неинфекционных заболеваний.
Давайте их разберем с точки зрения жизненного цикла. Прежде всего ВОЗ рекомендует обратить внимание на уровень исключительного грудного вскармливания. Международная цель — 60% матерей должны вскармливать грудью ребенка до возраста 6 мес. Это важно для предотвращения многих факторов риска, в том числе для снижения вероятности возникновения избыточного веса и ожирения в подростковом возрасте. Исключительное грудное вскармливание означает, что ребенок получает только грудное молоко. Он не получает никаких других жидких или твердых веществ, даже воду, за исключением перорального регидратационного раствора или капель/сиропа, содержащих витамины, минералы или лекарства.
В этом году ЮНИСЕФ будет проводить в Беларуси очередное международное исследование MICS, которое позволит уточнить эти цифры в 2019 г. Однако согласно последнему исследованию MICS (2012 г.), которое позволяет сравнивать страны между собой, только 9% женщин в Беларуси до 6 мес кормят своего ребенка исключительно грудью. Это предполагает необходимость дальнейшего продвижения в республике исключительно грудного вскармливания до достижения ребенком возраста 6 мес.
Вакцинация и традиционно высокие уровни охвата являются огромными преимуществами белорусской системы здравоохранения, которые нужно сохранить всеми силами. ВОЗ призывает Беларусь сохранить существующий уровень вакцинации детей в рамках действующего календаря и добавить вакцинирование против вируса папилломы человека (ВПЧ) в качестве бесплатной вакцины. Это самая эффективная мера против рака шейки матки и заболеваний мужчин и женщин, вызванных ВПЧ.
Президентом Республики Беларусь подписан Декрет, касающийся вопросов совершенствования оборота и потребления табачных изделий, электронных систем курения и систем для потребления табака, который вступает в силу с 27 июля 2019 г. По расчетам ВОЗ, данные меры позволят снизить распространенность курения в Беларуси на 11—12% в течение 40 лет. Это, казалось бы, небольшое снижение предотвратит 116 000 смертей среди населения Беларуси в течение 40 лет. Другой эффективной мерой, рекомендуемой ВОЗ, которая неоправданно сложно внедряется в Беларуси, но приносит дополнительное поступление в бюджет, является повышение акцизных налогов минимум до 75% от стоимости пачки сигарет. Сегодня в Беларуси акцизный налог составляет 35% — это в 2 раза ниже, чем рекомендует ВОЗ. Здесь вступают в конфликт табачная индустрия и общественное мнение.
По самым скромным расчетам Всемирного банка, при ежегодных поступлениях в бюджет Беларуси 500 млн долларов США от табачных акцизов, республика тем не менее теряет каждый год еще 200 млн долларов дополнительных поступлений из-за очень низких акцизов.
Высокие цены на сигареты — самая эффективная мера по предотвращению распространения курения среди молодежи. Лучший пример — Австралия, где пачка сигарет стоит 20 долларов. Правительство объявило, что в течение 5 лет цена вырастет до 30 долларов, а к 2030 г. континент будет объявлен свободным от курения (распространенность потребления табака составит менее 5%). Для тех, кто уже курит, важно, чтобы представители первичного звена проводили квалифицированное мотивационное индивидуальное консультирование, которое помогает бросить курить и спасти жизни. Для Беларуси ВОЗ рекомендует использовать опыт стран Западной Европы, где пациентам, которые хотят бросить курить, доступна финансовая компенсация никотинозаместительной терапии и приобретение никотиновых пластырей или жевательных резинок. В Беларуси пока такая компенсация отсутствует.
Следующие важные для Беларуси рекомендации касаются подросткового здоровья и использования психоактивных веществ. Исследование ЮНИСЕФ обнаружило большую брешь в белорусском законодательстве в отношении ограничений по продаже алкоголя и табака несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Это важный момент, который касается доступности курения и алкоголя в торговой сети для подростков. По данным МВД, на официальном учете в милиции состоит 14 000 подростков, которые попали в поле зрения милиции при употреблении алкоголя. Как вы думаете, сколько точек продаж алкоголя лишили лицензии? Ни одной. Почему? Причина в том, что в Беларуси ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков и табака несет только конкретный продавец, а не администрация или собственник магазина. Исследование показало, что это ограничение выполняется в Беларуси очень слабо. ВОЗ рекомендует увеличить ответственность собственников за реализацию алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним. По исследованию ЮНИСЕФ, 40% курящих подростков, и 25% тех подростков, которые употребляют алкоголь, могут приобрести спиртное и сигареты без предъявления паспорта. Для Беларуси с учетом международного опыта Швеции можно предложить двухступенчатое ограничение возраста продажи алкоголя. Скандинавская модель разрешает употреблять алкоголь любой крепости людям, достигнувшим 18 лет, в баре или кафе, а также до достижения 18 лет — в присутствии родителей. При этом собственники кафе несут ответственность и обязаны прекратить продажу алкоголя при возникновении выраженных признаков опьянения у своих клиентов. Эта же модель предполагает, что продажа крепких алкогольных напитков (свыше 5%) в розничной сети возможна только лицам старше 20 лет. ВОЗ рекомендует для Беларуси поднимать акцизные налоги в зависимости от уровня содержания алкоголя. Скандинавская модель предполагает, что крепкие спиртные напитки облагаются почти 10-кратным налогом по отношению к акцизам для слабоалкогольных напитков. Это объясняется дозозависимым вредом алкоголя. Спорным для Беларуси, в отличие от многих стран Европы, остается вопрос ограничения розничных продаж алкоголя по времени (ночное время) и месту (только в торговых точках, гарантирующих непродажу алкоголя несовершеннолетним).
Важный аспект в демографической безопасности касается рекомендаций по питанию.
Исследование STEPS показало, что белорусы употребляют в 2 раза больше соли, чем советуют международные организации.
ВОЗ рекомендует указывать количество соли на упаковке продуктов, изменить рецепты в столовых, технологии приготовления пищи. Сюда же относятся рекомендации ВОЗ, имплементированные в некоторых странах, по введению дополнительного налога на сладкие газированные напитки с высоким содержанием сахара в качестве меры борьбы с детским ожирением.
Следующие рекомендации ВОЗ касаются изменений скоростного режима в пределах городов и населенных пунктов: ограничить скорость в городах до 50 км/ч.
Сейчас в Беларуси разрешенная скорость составляет 60 км/ч, и, как показывает практика, штрафные санкции применяют начиная с 67 км/ч. Почему это плохо? ВОЗ оперирует следующими научно обоснованными фактами: в городах снижение скорости среднего потока на 10 км/ч приведет к сокращению на 40% травматизма и смертности среди незащищенных участников дорожного движения (велосипедисты и пешеходы). Эти рекомендации внедрены в странах Европейского союза, в том числе в Прибалтийских странах и Польше. Кроме того, скорость не выше 50 км — это самое главное условие начала велосипедного движения в городах. Именно с этим ограничением связана безопасность, выравнивание попутных потоков между различными видами транспорта. Как следствие, если снизить разрешенную скорость по городу до 50 км/ч, то на проезжей части можно обозначать велодорожки и люди смогут добираться на работу на велосипеде. Например, согласно сегодняшним правилам движения, Беларусь — практически единственная страна в мире, где велосипедистам официально запрещено передвигаться по дорогам городов (только по велодорожкам и тротуарам). Езда на велосипеде обеспечивает профилактику депрессии, сахарного диабета, избыточного веса. Это простое изменение, которое несложно сделать, чтобы сохранить жизни, теряемые одновременно в результате травматизма и неинфекционных заболеваний.
Наконец, существуют рекомендации ВОЗ для Беларуси, направленные на оптимизацию системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, — «Обзор организации неотложной помощи и реабилитации при инфарктах и инсульте в Беларуси». По мнению ВОЗ, в республике для эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний не хватает системы компенсации стоимости амбулаторного лечения по 3 группам препаратов, а именно: для снижения давления, уровня холестерина крови у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и использования при никотинозаместительной терапии. Бесплатная медицинская помощь — это большое достижение белорусской системы здравоохранения, которое нужно сохранить, но Беларусь уже отстает от соседних стран по обеспечению компенсации стоимости лечения артериальной гипертензии, повышенного уровня холестерина, что входит в понятие ВОЗ о «всеобщем охвате медицинской помощи».
Например, Украина уже в 2017 г. нашла возможность бесплатного обеспечения нуждающихся пациентов этими препаратами, страны Прибалтики делают это уже более 20 лет, в странах Западной Европы такое обеспечение считается основной формой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для тех, у кого есть высокий риск развития таких заболеваний. В Беларуси (так сложилось с советских времен) компенсировали только 6 мес применения антигипертензивных препаратов при возникновении инфаркта, инсульта или наличии инвалидности, что является недостаточным с точки зрения эффективной борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.