Status quo nunc* и особое мнение. Заключительная публикация

14.01.2018
1
0

Status quo nunc* и особое мнение. Заключительная публикация

Анонс. Подведены итоги последних лет обсуждения проблемы развития белорусского здравоохранения. Пришли к выводу о том, что наше общество и руководство страны еще не готовы к  созданию  системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников. Принято решение о закрытии этой темы в блоге.

Итак, закончился еще один год, год жизни, труда, общественной деятельности. Каков итог? Что сделано? На что еще хватит времени? И не пора ли подводить итоги? Позади почти вся жизнь: детство в военное лихолетье, учеба, служба, профессиональная деятельность, постоянное стремление к прогрессу и совершенству. Потом период государственного кризиса, поиски новых организационных форм в здравоохранении, создание ОО «Белорусская ассоциация врачей», научно-практического рецензируемого журнала «Медицина» и, наконец,  блога –  https://doktora.by/   В рамках блога описана история создания ОО БАВ, собраны материалы по мировой истории развития здравоохранения. Обменивались информацией с медицинскими общественными объединениями зарубежных стран, в том числе наиболее активно – с Российской Федерацией. Все материалы переписки, рассуждений, предложений размещены в блоге. Оглавление с аннотациями размещено в начале блога, в разделе «Актуальное сегодня».

Личное за пределами публичного. После первого выхода на пенсию по возрасту (1992 г.) я тяжело заболел (злокачественная опухоль). Это совпало с кризисом здравоохранения при развале Советского Союза. Приходилось самому доставать средства для наркоза, необходимые медикаменты для операции и последующего лечения. Я знал свой диагноз, обсуждал  с хирургом характер радикальной операции («информированное согласие»). Потом длительная реабилитация, сочувствие и помощь коллег, в результате – полное выздоровление. В этот период я занимался общественными делами, создавал Белорусскую ассоциацию врачей (ОО БАВ), учредил и в течение 17 лет издавал журнал «Медицина». В 80 лет повторно вышел на пенсию, но опять болезни, операции, больницы, поликлиники, только уже  в статусе простого пенсионера, т.е. испытал на себе и услышал от других пациентов все «прелести»  нашего здравоохранения. (ссылки:  <https://doktora.by/sovremennye-problemy-etiki-i-deontologii-v-belarusi-mnenie-pervogo-predsedatelya-belorusskoy>,  

<https://doktora.by/prichiny-narastaniya-obshchestvennogo-nedovolstva-sistemoy-zdravoohraneniya-mnenie-pervogo>).

С первых дней деятельности ОО БАВ мы сотрудничали с Минздравом и с Палатой представителей Национального собрания, участвовали в подготовке проектов концепции развития и законов здравоохранения. Обсуждали проводимые реформы с  практическим медицинским персоналом,  с руководителями органов и учреждений здравоохранения. Интервьюировали последовательно всех министров здравоохранения и  других авторитетных организаторов здравоохранения о роли профессиональных общественных объединений, об их сотрудничестве с Минздравом, о делегировании прав и полномочий общественным организациям, о создании новых прогрессивных форм государственно-общественных некоммерческих медицинских объединений с обязательным членством врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях.

В поисках новых оптимальных форм организации медицинской помощи мы вспоминали о нашем опыте работы в советском периоде. Тогда еще не было общественных профессиональных объединений, подобных современным ассоциациям. Но были партийные и профсоюзные организации, советы трудовых коллективов, общественные советы обслуживаемого населения, школы передового опыта, наставничество. Не было кодексов этики, но была Присяга врача Советского Союза. В медицинских учреждениях проводились врачебные конференции, клинические разборы, общественные собрания, брались социалистические обязательства. Формировалась атмосфера коллективизма, взаимопомощи, «коллективной совести», обратная связь с населением. У людей не было необходимости писать жалобы, а у руководителей – издавать приказы о наказании. Пациенты обращались в общественные организации медицинских учреждений. Претензии и предложения обсуждались в коллективах. Принимались коллективные решения, возникали новые организационные формы медицинского обслуживания (предварительная запись на прием, кабинеты доврачебного приема, пункты выписывания больничных листов, диспансерные бюро, неотложная помощь,  дежурный персонал, лечение на дому и др.).

В последние годы в ходе обсуждения проблем организации здравоохранения в Республике Беларусь мы обращались в Министерство здравоохранения, в Совет министров,  в Администрацию Президента, в Постоянную комиссию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике. В период парламентских выборов в Беларуси опубликована статья в газете "Беларусь сегодня" (№173 от 9.09.2016 г. «Спросите у доктора»).

Основным оппонентом во всех темах наших обращений выступало  Министерство здравоохранения  РБ. К наиболее информативным  публикациям даны ссылки:

https://doktora.by/o-samoreguliruemyh-organizaciyah-v-belorusskom-zdravoohranenii

https://doktora.by/k-obsuzhdeniyu-sistemy-razvitiya-belorusskogo-zdravoohraneniya-0

https://doktora.by/k-obsuzhdeniyu-sistemy-razvitiya-belorusskogo-zdravoohraneniya

https://doktora.by/obrashchenie-k-novomu-ministru-zdravoohraneniya

Краткое изложение и цитирование трёх последних ответов Минздрава (цитаты наклонным шрифтом)

В ответе на обращение от 15.08.16 г. Министерство  здравоохранения подтвердило важную роль медицинских ассоциаций и в качестве аргумента привело введение республиканских Дней главного врача, решения которых учитывались при принятии управленческих решений. Минздрав «поддерживает точку зрения, что ассоциации врачей способны и должны объединить ведущих специалистов с целью их активного участия в разработке основополагающих нормативных правовых актов, стандартов оказания медицинской помощи населению, направлений политики и тактики в сфере охраны здоровья. Считаем крайне полезным участие ассоциации врачей в разработке учебных программ в рамках непрерывного медицинского образования врачей, их аттестации, присвоении квалификационных категорий».

«Весьма существенно и то, что придание определенных контролирующих и регулирующих функций профессиональным объединениям (при условии обязательного членства в них всех соответствующих специалистов) возможно только при законодательном определении роли и места этих объединений, как правило, в виде саморегулируемых организаций».

Первоначальная редакция законопроекта «О саморегулируемых организациях» была подготовлена Министерством юстиции в 2011 г. В 2013 г. Министерство юстиции подготовило Концепцию проекта Закона Республики Беларусь  «О саморегулируемых организациях», но она не была согласована с заинтересованными органами и организациями и больше в план подготовки законопроектов не включалась.

В ответе Минздрава на обращение в Администрацию Президента (21.01.2017 г.) сделаны ссылки на Конституцию, на Закон РБ от 18 июня 1993 года «О здравоохранении»: «В соответствии с Законом, государственную политику в области здравоохранения определяет Глава государства, проведение единой государственной политики в области здравоохранения осуществляет Минздрав». Далее напоминалось о программе «Электронное здравоохранение», о национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, о Соглашении с Международным банком реконструкции и развития «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь».

По вопросу создания государственно-общественных профессиональных сообществ медицинских работников сообщено следующее: «В настоящее время активно функционирует Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения, добровольное членство медицинских работников в котором составляет 98%. Кроме того, в Республике Беларусь созданы и активно функционируют ряд общественных врачебных организаций (ассоциация врачей, ассоциация врачей общей практики и др.».

В третьем ответе – на «Обращение к новому министру здравоохранения» – новой информации не было. Заключительный абзац: «Министерство здравоохранения Республики Беларусь с большим вниманием относится к поднимаемым Вами, Михаил Петрович, проблемам системы здравоохранения республики и будет учитывать их при разработке новых нормативных правовых актов и программных документов».

Таким образом, в 2011 и 2013 годах текущего столетия были предприняты попытки создания Концепции проекта Закона Республики Беларусь  «О саморегулируемых организациях», «но она не была согласована с заинтересованными органами и организациями и больше в план подготовки законопроектов не включалась». (Знать бы еще, по каким причинам).

Сейчас сопоставление прошлого и настоящего приводит к мысли о том, что в условиях Беларуси можно не замахиваться на полномасштабный российский вариант общественного медицинского «саморегулирования». Конечно, общественное объединение врачей должно быть, но не таким бесправным, как сейчас. В социальном государстве надо создавать обязательное профессиональное государственно-общественное объединение с законодательно наделенными правами,  полномочиями и обязательным членством врачей.  В таком варианте государство организует и обеспечивает всё: обучение и повышение квалификации персонала, условия работы, условия жизни, морально-психологическую среду, т.е. создает систему. И не для того, чтобы собирать  членские взносы!  Наоборот, надо доплачивать за членство, за то, что врач принял присягу, обязуется выполнять Кодекс этики и постоянно учится. Вступая в профессиональное сообщество, он должен получить персональный, обеспеченный программами компьютер и быть подключен к системе непрерывного повышения квалификации. Компьютер должен помогать в диагностике, обследовании,  лечении, ведении документации, в планировании, контроле, подведении итогов, в общении с коллегами, в обмене опытом. Государственно-общественная  система  должна обеспечить контроль и помощь в выполнении стандартов.  Но всё это возможно только при активном участии руководителей системы, которые будут не приказывать и наказывать, а создавать среду саморегулирования, самоконтроля, самосовершенствования и развития. Начинается это всё с создания Концепции и проекта Закона «О саморегулируемых организациях» с обязательным членством всех врачей. Было бы правильно сейчас поднять проекты 2011 и 2013 гг. о «О саморегулируемых организациях», опубликовать их в блоге и рекомендовать к обсуждению.

А теперь, как говорится, «я всё сказал»

Я уже почти прожил свою жизнь. Честно, добросовестно, с полной отдачей. Я многое видел, узнал и сделал. Видел хороших людей и нечестных, бессовестных  ловкачей. Такова наша реальность. И если человечество хочет стремиться к идеалу, то надо постоянно совершенствовать взаимный общественный контроль. Во всём. Так уж устроен человек. Более «вирулентные» личности стремятся к карьерному росту. Это нормально. Но при отсутствии контроля часто возникает чрезмерное желание иметь больше и больше: денег, льгот, поклонений и лести. Профилактический надзор за такими пороками может быть заложен в новой форме государственно-общественного объединения врачей. Это и внутренний самоконтроль, самокритика, взаимопомощь. Это и оппонирование вышестоящему руководству, возможность высказать «другое мнение», подсказать варианты управленческих решений.

Наши общественные поиски и предложения  продолжались более четверти века. О них писали и в общих СМИ, и в медицинских изданиях, и в блоге. Но на уровне Минздрава и правительства они не поддерживались. В последние годы пришло новое поколение руководителей и лидеров общественных врачебных объединений, изменились взгляды, снизились общественные ожидания. Но прогресса нет. В итоге можно прийти к заключению, что современное общество еще не созрело до уровня создания единого государственно-общественного врачебного союза. Остается только надеяться, что наши идеи прорастут в следующих поколениях и будут когда-нибудь реализованы в Беларуси. А сейчас эту тему в блоге будем считать заключительной.

*status quo nunc – (лат.) положение, в котором дела находятся ныне.

P.S. Тема  государственно-общественного сотрудничества закрывается, но блог остается. У Минздрава будет возможность выступить со статьей и инициировать широкое обсуждение с участием руководителей органов и учреждений здравоохранения.

 

Спасибо за внимание                                 Киселев Михаил Петрович

https://doktora.by/

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...