Квалификационные требования к врачу-стоматологу детскому
1 Требования к квалификации
1.1 Виды профессиональной деятельности:
- медицинская деятельность по оказанию медицинской помощи детям с подозрением на заболевания и с заболеваниями твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта.
1.2 Объекты профессиональной деятельности:
- дети с заболеваниями твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта;
- дети, обратившиеся за медицинской помощью с целью профилактики заболеваний твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта.
1.3 Функции профессиональной деятельности:
- проводить обследование детей с заболеваниями твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта;
- проводить диагностику заболеваний твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта у детей;
- проводить терапевтическое лечение кариеса и некариозных поражений зубов, пульпита, апикального периодонтита, заболеваний периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта у детей;
- проводить профилактику заболеваний твердых тканей зубов, пульпы, периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта и их осложнений у детей;
- оказывать неотложную медицинскую помощь при угрожающем жизни состоянии пациента;
- взаимодействовать с врачами-специалистами по вопросам оказания терапевтической стоматологической помощи детскому населению.
1.4 Задачи, решаемые при выполнении функций
профессиональной деятельности:
- сбор анамнеза и составление плана обследования пациента, выбор объема и рациональных методов обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации;
- интерпретация рентгенограмм, ортопантомограмм, компьютерных томограмм при заболеваниях апикального периодонта и пародонта у детей;
- диагностика и дифференциальная диагностика поражения зубов, пульпы, периодонта, слизистой оболочки полости рта на основе результатов исследований у детей;
- определение тактики ведения ребенка с кариесом и некариозными поражениями зубов, пульпитом, апикальным периодонтитом, заболеваниями периодонта (пародонта), слизистой оболочки полости рта в соответствии с установленными правилами и стандартами;
- проведение необходимого лечения в зависимости от состояния ребенка;
- проведение мероприятий по профилактике заболеваний зубов пульпы, периодонта, слизистой оболочки полости рта и ведению здорового образа жизни;
- профилактика осложнений у детей после проведенного терапевтического лечения поражений зубов;
- оказание медицинской помощи детям при неотложных состояниях, возникающих в процессе терапевтического стоматологического лечения;
- взаимодействие с врачами-специалистами по вопросам комплексного лечения заболеваний твердых тканей зуба, периодонта (пародонта) и слизистой оболочки полости рта у детей.
2 Требования к уровню подготовки
Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:
знать:
- роль идеологии в развитии общества, функции, категории, понятия идеологии, мировоззренческие основы идеологии белорусского государства;
- приоритетные задачи белорусского государства в экономической и социальной сферах и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь;
- нормы действующих в Республике Беларусь законодательных актов, регулирующих профессиональную деятельность медицинского работника;
- основные принципы медицинской этики и деонтологии;
- биоэтические проблемы современности;
- психологические особенности больного человека;
- этические нормы и правила поведения врача;
уметь:
- характеризовать базисные целевые установки белорусского общества, приоритетные белорусские национальные ценности;
- характеризовать приоритетные направления развития здравоохранения;
- формулировать признаки социального и правового государства;
- анализировать проблемные ситуации биомедицинской этики, давать им правовую и духовно-нравственную оценку;
- предупреждать проблемные этические и деонтологические ситуации;
- характеризовать типы личности пациента, его отношение к болезни и соотносить тип личности с моделью взаимодействия «врач-пациент».
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:
знать:
- топографическую анатомию головы;
- топографическую анатомию костей черепа;
- послойное строение мягких тканей лицевого отдела головы;
- современные протоколы проведения реанимационных мероприятий;
- основы интенсивной терапии анафилактического шока;
- основные лечебные эффекты физиотерапевтических воздействий;
- показания и противопоказания к использованию физических факторов в стоматологии;
- показания и противопоказания к массажу, физиотерапии при заболеваниях зубочелюстной системы у детей;
- принцип комплексного использования физических факторов в различные периоды стоматологических заболеваний;
- принципы диагностики и лечения синуситов;
- особенности местного использования химических коагулирующих средств;
- основные принципы строения иммунной системы;
- классификацию аллергенов и их клиническое значение;
- механизмы аллергических реакций по Gell&Coombs и их клинические проявления;
- классификацию основных клинических проявлений лекарственной аллергии;
- особенности клиники псевдоаллергических реакций на лекарственные средства;
- методы лабораторной диагностики лекарственной аллергии;
- провокационные тесты для диагностики лекарственной аллергии;
- методы лечения лекарственной аллергии;
- методы профилактики лекарственной аллергии в стоматологической практике;
- признаки проявления сифилиса на слизистой оболочке полости рта;
- симптомы проявления пузырных дерматозов на слизистой оболочке полости рта;
- симптомы проявления красного плоского лишая, аллергодерматозов, микозов, ВИЧ-инфекции на слизистой оболочке полости рта;
уметь:
- выполнять коникотомию;
- выполнять трахеотомию;
- выполнять трахеостомию;
- выполнять перевязку наружной сонной артерии;
- проводить реанимацию при клинической смерти с применением закрытого массажа сердца и разных способов искусственной вентиляции легких простейшими методами («рот-в-рот»,
- «рот-в-нос»), вручную через маску при помощи мешка Амбу;
- диагностировать нарушения системы гемостаза;
- проводить неотложные мероприятия при анафилактическом шоке;
- дифференцированно назначать комплексное физиолечение при заболеваниях зубочелюстной системы;
- проводить анестезию носа;
- проводить удаление инородного тела носа;
- правильно интерпретировать результаты лабораторной диагностики лекарственной аллергии: реакция деструкции тучных клеток (РДТК), специфических IgE, реакция бластной трансформации лимфоцитов (РБТЛ);
- оказывать первичную медицинскую помощь при лекарственной аллергии на местные анестетики;
- выбирать правильную тактику при подозрении на лекарственную аллергию на композиционные материалы;
- осматривать кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
- определять симптом Никольского;
- выполнять забор слизистой оболочки полости рта патологического материала для микологического исследования;
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
знать:
- принципы организации стоматологической помощи населению;
- международную терминологию в стоматологии;
- международную классификацию стоматологических заболеваний;
- этиологию кариеса и болезней пародонта (периодонта);
- патогенез кариеса;
- этиологию и патогенез предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;
клинические проявления:
всех вариантов врожденных дефектов твердых тканей зуба;
- эрозии твердых тканей зуба;
- кариеса;
- некроза эмали;
- истирания (клиновидных дефектов);
- патологической стираемости;
- флюороза, гипоплазии;
- гиперчувствительности;
- пульпита (острого, хронического);
- внутрипульпарной резорбции;
- верхушечного периодонтита (острого, хронического);
- болезней пародонта (периодонта): гингивита, периодонтита;
- предраков слизистой оболочки полости рта (факультативных и облигатных);
- лейкоплакии;
- кандидоза;
- сифилиса (первичного, вторичного, третичного);
- туберкулеза;
- синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа);
- системных заболеваний (гипо- и авитаминозов, болезней крови и кроветворных органов, заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, эндокринной системы, болезней почек);
- стоматитов;
- аллергических и токсико-аллергических заболеваний;
- хейлитов (гландулярного, эксфолиативного, экзематозного, метеорологического, актинического, хронических трещин губ);
- глосситов (самостоятельных, симптоматических);
- план обследования пациента при заболеваниях твердых тканей;
- периодонта (пародонта);
- слизистой оболочки полости рта;
дополнительные методы диагностики заболеваний органов полости рта, особенности их проведения:
- прижизненное окрашивание специальными красителями;
- электроодонтометрию;
- рентгенологический метод;
- дифференциально-диагностические признаки болезней твердых тканей зуба, маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта;
- методы обезболивания в стоматологии в зависимости от возраста пациента: показания, противопоказания, технику исполнения, осложнения после проведения, методы их профилактики и устранения;
- дифференциально-диагностические признаки основных болезней периодонта и особенности их клинических проявлений при системных заболеваниях;
- схемы лечения патологии периодонта: лекарственные средства, показания и противопоказания, способы их применения;
- признаки малигнизации длительно незаживающих на слизистой оболочке полости рта и красной кайме губ эрозий, язв, трещин, участков гиперкератоза;
- тактику лечения болезней слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;
- методы проведения и оценки первичной, вторичной и третичной профилактики: кариеса зубов; болезней маргинального периодонта; болезней слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;
- роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта;
- методы эпидемиологических исследований кариеса, болезней периодонта, критерии их оценки (индексы КПУ, CPITN);
- этиологию кариеса и болезней пародонта (периодонта);
- основные свойства пломбировочных материалов, показания и противопоказания к их применению, осложнения при использовании, сроки хранения (цементы, компомеры, композиты);
- основные свойства и показания к применению композиционных материалов и бондинговых систем разных поколений;
- сроки и способы отделки пломб;
- способы применения различных видов матриц и матрицедержателей;
- методы лечения пульпита и верхушечного периодонтита, ошибки, осложнения после лечения, способы их устранения;
- методы хирургического лечения верхушечного периодонтита (резекция верхушки корня, гемисекция, ампутация корня, коронорадикулярная сепарация, реплантация зуба), показания, противопоказания к ним;
- методы инструментальной обработки корневого канала, последовательность применения эндодонтического инструментария;
- свойства и показания к выбору корневых наполнителей, способы пломбирования корневого канала;
- аллергические состояния и гальванозы в ортодонтической практике;
- норму прикуса в различные возрастные периоды;
- основные классификации зубочелюстных аномалий;
- принципы профилактики, диагностики и лечения при зубочелюстных деформациях и аномалиях зубов и челюстей;
- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов специального обследования;
- морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом вмешательстве;
- порядок постановки ортодонтического диагноза;
- методы профилактики аномалий зубочелюстной системы;
- показания и сроки проведения пластики уздечек верхней губы, языка, преддверия полости рта;
- показания к проведению пришлифовки бугров временных зубов;
- общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от периода формирования прикуса;
- принципы лечения аномалий отдельных зубов, зубных рядов, прикуса;
- общие принципы функционального лечения зубочелюстных аномалий;
- тактику врача-стоматолога детского по реабилитации детей с врожденными расщелинами альвеолярного отростка, верхней губы и неба в различные возрастные периоды формирования прикуса;
- показания к протезированию дефектов зубов, зубных рядов у детей во временном, смешанном, постоянном прикусе;
- виды протезов, применяемых в детской практике;
- показания к проведению контроля пространства в зубном ряду у детей;
- особенности проведения управления пространством в зубном ряду у детей;
- общие принципы лечения зубочелюстных аномалий в период постоянного прикуса современными несъемными ортодонтическими аппаратами (мультибондинг-системой);
- принципы ортодонтического лечения и реабилитации детей с травмами челюстно-лицевой области;
- особенности диспансерного наблюдения за детьми с травмами челюстно-лицевой области;
уметь:
- оценивать общее состояние пациента до, во время и после проведения лечебно-диагностических мероприятий;
- собирать анамнез, выделять главное в жалобах, проводить обследование пациента, определять показания к проведению и оценивать данные клинико-лабораторного исследования, необходимые для уточнения диагноза и составления плана лечения, проводить осмотр пациента;
- выполнять диагностические манипуляции: определение гигиенического индекса или индекса эффективности гигиены; тест эмалевой резистентности; электроодонтосенсиметрию; оценивать внутриротовую и панорамную рентгенограммы; проводить индексную оценку;
- проводить местное обезболивание по показаниям: при зубной боли (кариес и его осложнения); гиперестезии; патологии пародонта (периодонта) и слизистой оболочки полости рта;
выполнять лечебно-профилактические манипуляции:
- проводить мотивацию гигиены полости рта (обучать пациента чистке зубов);
- профессиональную гигиену; оперативное лечение кариеса любой локализации и некариозных поражений;
- пломбирование дефекта твердых тканей зуба цементами, амальгамой, композитами всех поколений;
- выполнять герметизацию фиссур с выбором материала (инвазивную, неинвазивную);
- определять вид прикуса, аномалии прикрепления мягких тканей, состояния ортопедических конструкций, пломб, глубину периодонтальных карманов, наличие отделяемого из них, подвижность зуба;
- определять окклюдограмму, наличие супраконтактов при разных видах окклюзии и устранять их;
- проводить временное шинирование зубов на этапе лечения патологии пародонта назубным и внутризубным способом с использованием композитов;
- определять наличие парафункций при патологии периодонта;
- проводить кюретаж периодонтальных карманов;
- применять технику различных видов массажа при патологии периодонта (прямой, непрямой, вибро-, гидро-, вакуум-, пальцевой);
- проводить осмотр топографических зон слизистой оболочки полости рта;
- определять вид морфологического элемента на слизистой оболочке полости рта, описывать его и состояние окружающих тканей;
- определять показания, делать выписку из истории болезни и давать направление на консультацию в специализированный стоматологический кабинет, к врачу-дерматовенерологу, врачу-онкологу, врачу-гематологу, врачутерапевту, врачу-эндокринологу, врачу-аллергологу, врачу-педиатру, врачу-невропатологу, в клиническую, биохимическую, микробиологическую лаборатории;
- планировать и осуществлять эффективную первичную и вторичную профилактику болезней зубов, периодонта и слизистой оболочки полости рта;
- оценивать качество лечебно-профилактических мероприятий в ближайшие и отдаленные сроки;
- оперативно лечить кариес любой локализации и некариозные поражения;
- пломбировать дефекты твердых тканей зуба цементами, компомерами, композитами;
- применять бондинговые системы всех поколений;
- проводить финирование и полирование пломбы;
- применять любой вид матрицы;
- работать с лампами галогенового света;
- проводить методику минимальной инвазии;
- проводить эндодонтические манипуляции (экстирпацию, инструментальную обработку корневого канала, медобработку);
- пломбировать канал пастой, штифтами;
- распломбировывать ранее запломбированный канал;
- удалять инородное тело при локализации его в устьевой и средней трети канала.
Источник: ОСРБ 1-81 02 52-2016. Образовательный стандарт Республики Беларусь «Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование» Специальность: 1-81 02 52. Стоматология детская. Квалификация: Врач-стоматолог детский